Что такое технологически связанные продукты


Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

исх. 3670/03 от 13.07.2015

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

08 июля 2015 года                                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А.  – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;                

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;     

в присутствии представителей:

заказчика (организатора совместного аукциона) – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Маловишерская центральная  районная больница» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, пер. 2-ой Набережный, д.20; далее – ГОБУЗ «Маловишерская ЦРБ») Мокряковой Светланы Валерьевны (доверенность № 115 от 06.07.2015) и Петрова Павла Дмитриевича (доверенность № 115 от 06.07.2015);

уполномоченного учреждения – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Департамент государственных закупок) – Никулина Сергея Викторовича (доверенность № 141 до 17.12.2014) и Куприянова Артема Геннадьевича (доверенность № 146 до 23.12.2014);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «ОПТОМЕД» (399774, Липецкая область, г. Елец, пер. Кирпичный, д. 27; далее – ООО           «ОПТОМЕД») – надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения жалобы, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие (вх. № 5181ф от 07.07.2015 Новгородского УФАС России),

рассмотрев жалобу участника закупки – ООО «ОПТОМЕД» на действия заказчика (организатора совместного аукциона) – ГОБУЗ «Маловишерская ЦРБ» при осуществлении им, уполномоченным органом –  Департаментом государственных закупок и заказчиками –  ГОБУЗ «Батецкая ЦРБ», ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ», ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ», ГОБУЗ «Хвойнинская ЦРБ», ГОБУЗ «Маревская ЦРБ», ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ», ГОБУЗ «Демянская ЦРБ», ГОБУЗ «Шимская ЦРБ» (далее – Заказчики), закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона право заключения контракта (договора) на поставку изделий медицинского назначения (шприцы, иглы, вакуумные системы, системы для переливания), извещение № 0150200000615000346 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 18.06.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.07.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ОПТОМЕД» на действия заказчика (организатора совместного аукциона) – ГОБУЗ «Маловишерская ЦРБ» при осуществлении им, уполномоченным органом –  Департаментом государственных закупок и Заказчиками закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона право заключения контракта (договора) на поставку изделий медицинского назначения (шприцы, иглы, вакуумные системы, системы для переливания), извещение № 0150200000615000346 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 18.06.2015 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

В  Документации об электронном аукционе (далее – Документация) в одно Техническое задание объединены  товары, технически и функционально не связанные между собой:  шприцы однократного применения, системы для переливания растворов, иглы двусторонние, иглодержатели, вакуумные системы забора крови.  

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещается ограничение конкуренции между участниками  торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с продукцией, товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Указанные товары являются  различными по своим функциональным характеристикам, имеют различные технологические особенности. Так, шприцы являются  средством введения внутримышечных и внутривенных инъекций, системы используются  для внутривенного вливания растворов; вакуумные системы забора крови, двусторонние иглы и иглодержатели вообще имеют иную функциональную направленность.

Кроме того, поставка одних из вышеуказанных товаров не преследует цель  обеспечить работоспособность, осуществление функций других товаров, включенных в один лот. Данные товары могут  использоваться (функционировать) самостоятельно.

Таким образом, Заказчиком в один лот объединены товары, технологически и функционально не связанные между собой, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов подателя Жалобы как участника электронного аукциона, и ограничивает количество участников закупки.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 102) установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска к участию в государственных закупках.

В данный перечень включены: шприцы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них (код ОКПД 33.10.15.121), устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов (код ОКПД 33.10.15.610).

Таким образом, шприцы однократного применения и системы для переливания растворов в перечень входят, тогда как иглы двусторонние, держатели для двусторонних игл, вакуумные системы для забора крови в перечень не включены.

Товар, заявленный в Техническом задании Документации, за исключением шприцев однократного применения, производится исключительно  иностранными производителями.

Двусторонние иглы, держатели для двусторонних игл, системы для переливания растворов, вакуумные системы забора крови не выпускаются на территории Российской Федерации.

  Необходимо учитывать позицию Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения положений Постановления № 102, согласно которой в целях обеспечения  при осуществлении закупок не рекомендуется включать в состав одного лота медицинские изделия, включенные и не включенные в перечень.

Подобное формирование технического задания ограничивает возможность участия в закупке российских производителей, что также ограничивает конкуренцию.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит провести проверку действий заказчика и уполномоченного органа на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, внести изменения в Документацию.

Представители заказчика – ГОБУЗ «Маловишерская ЦРБ» считают Жалобу необоснованной по следующим основаниям, изложенным в возражениях на неё           (вх. 5134 от 06.07.2015 Новгородского УФАС России).

Порядок формирования лотов законодательно не закреплен, решение о формировании лотов принимает заказчик. Заказчик наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и  иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.

Все изделия медицинского назначения, поставка которых является предметом электронного аукциона, включены в состав одного вида продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) 33.10.15 «Инструменты медицинские (шприцы, иглы, катетеры, канюли и т.д.), неразрывно связаны между собой технологически и функционально, то есть используются для инъекций и взятия крови, введения в организм пациентов лекарственных форм и иных веществ, используются вместе и подменяют друг друга, поэтому их объединение в один лот никак не нарушает норм материального права.

Также, в Постановлении № 102 нет запрета на включение в один лот товаров, которые одновременно входят и не входят в перечень.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика – ГОБУЗ «Маловишерская ЦРБ» поддержал  доводы возражении на Жалобу в полном объеме, отметив, что Документация по проведению электронного аукциона разрабатывалась заказчиком на протяжении 8 месяцев, в связи с чем было бы проблематично разделить лот на отдельные лоты.

На рассмотрении Жалобы представители уполномоченного учреждения – Департамента государственных закупок поддержали собственные письменные возражения на Жалобу        (вх. 5157 от 07.07.2015 Новгородского УФАС России), суть которых сводиться к следующему.

17.06.2015 между Департаментом государственных закупок, ГОБУЗ «Маловишерская ЦРБ» и Заказчиками подписано соглашение № 37 от 15.12.2015 «О проведении совместного аукциона» (далее – Соглашение).

Полномочия по разработке и утверждению извещения о проведении закупки и документации о закупке в части установления требований к участникам закупки и описанию объекта закупки Департаменту государственных закупок не передавались, и в соответствии  с Соглашением осуществлены ГОБУЗ «Маловишерская ЦРБ».

Таким образом, Департамент государственных закупок не совершал действий, указанных в Жалобе.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе была проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения вышеуказанного  электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками  торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с продукцией, товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

То есть законодательство Российской Федерации устанавливает определенные требования к процессу формирования заказчиками лотов при осуществлении закупок для государственных или муниципальных нужд: в составе одного лота запрещается объединять технологически и функционально не связанные товары, работы, услуги, поскольку это приводит к ограничению конкуренции (сокращению количества) участников закупки путем проведения торгов.

В пункте 3.1 Документации в отношении объекта закупки установлен код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности  33.10.15 «Инструменты медицинские (шприцы, иглы, катетеры, канюли и т.д.); приборы офтальмологические и прочие, оборудование и устройства, не включенные в другие группировки», в Приложении № 1 Документации указаны наименования и функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров (медицинских инструментов). Когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели.

В Приложении № 1 Документации требуемые товары объединены в определенные группы, сформированные организатором совместного электронного аукциона исходя из потребностей заказчиков, например:

«Заказчик №  1 ГОБУЗ «Маловишерская ЦРБ»:

- Шприц однократного применения (туберкулин),

- Шприц однократного применения (инсулин),

- Система для переливания растворов,

- Игла двусторонняя для взятия крови,

- Иглодержатель многоразовый для двусторонней иглы,

- Вакуумная система забора крови для коагулологических исследований с 3,8 % Цитратом натрия,

- Вакуумная система забора крови для клинических исследований,

- Вакуумная система забора крови для клинических исследований сыворотки с активатором образования сгустка,

- и т.д.»;

 «Заказчик № 6 ГОБУЗ «Маревская ЦРБ»:

- Шприц однократного применения,

- Вакуумная система забора крови для клинических исследований сыворотки с активатором образования сгустка

- Вакуумная система забора крови для клинических исследований».

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, допускается возможность объединения в состав одного лота товаров технологически и функционально связанных между собой.

Технологическая и функциональная связь шприцов, игл, вакуумных систем, систем для переливания заключается в том, что данные товары объединены общим назначением в медицине (медицинские инструменты, используемые для забора и введения жидкостей в организм человека) и могут использоваться для проведения соответствующих медицинских процедур в совокупности и взаимодействии друг с другом, а именно  переливания и  забора крови и кровезаменителей, а также для внутривенных, внутримышечных внутрикожных и подкожных инъекций и капельных инфузий (вливаний).

Таким образом, заказчик (организатор совместного электронного аукциона) – ГОБУЗ «Маловишерская ЦРБ»  исходил из того, что поставляемые товары будут взаимодействовать в процессе их использования, будут использоваться совместно, с общей целью и как единый медицинский комплекс. Данный вывод подтверждается также тем обстоятельством, что согласно Документации не предполагается поставка определенных видов товаров (например, шприцов одноразовых) только одному из Заказчиков без поставки товаров, предусмотренных рядом других позиций Технического задания.

Довод Жалобы о позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по вопросу применения положений Постановления № 102, согласно которой в целях обеспечения  при осуществлении закупок не рекомендуется включать в состав одного лота медицинские изделия, включенные и не включенные в перечень, не нашел подтверждения.

Вышеуказанная позиция в виде какого-либо ненормативного правового акта (например, совместного письма) не выражалась, информация об этом отсутствует на официальных сайтах Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации и не доводилась до Новгородского УФАС России.

Таким образом, доводы подателя Жалобы, что указанные товары являются  различными по функциональным характеристикам, имеют различные технологические особенности, и не могли быть объединены  в объект одной закупки, являются необоснованными.

2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанный в статье 14 запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничение допуска указанных товаров для целей осуществления закупок медицинских изделий установлен Правительством Российской Федерации в Постановлении № 102.

В соответствии с частью 2 Постановления № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Согласно пункту 3 Постановления № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

Таким образом, в соответствии с Постановлением № 102 для его применения аукционными комиссиями, рассматривающими заявки, поданные на участие в закупках медицинских изделий, для отклонения заявки участника закупки, содержащей сведения о входящем в Перечень товаре, необходимо, чтобы как минимум две заявки участников закупки соответствовали требованиям, установленным документациями о закупках и Постановлением, то есть участники закупки предлагали к поставке товары, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан, и при этом их заявки не содержали предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

В данном случае только часть подлежащих поставке товаров включены в Перечень (шприцы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них (код ОКПД 33.10.15.121), устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов (код ОКПД 33.10.15.610)).

При указанных обстоятельствах и поскольку закупаемые товары обладают технологической и функциональной взаимосвязью, а, следовательно, товары объединены заказчиком в один объект закупки правомерно, у ГОБУЗ «Маловишерская ЦРБ» и аукционной комиссии уполномоченного органа – Департамента государственных закупок отсутствуют достаточные условия для применения положений Постановления № 102 при отборе участников закупки, поскольку в составе заявок участников аукциона могут одновременно содержаться предложения о поставке товаров как российского, белорусского, армянского или казахстанского производства, так и иностранного происхождения (причем как в отношении товаров включенных в Перечень, так и не включенных).

Таким образом, Комиссия Новгородского УФАС России считает правомерным не установление в Документации требования о представлении в составе заявки документов, предусмотренных Постановлением № 102.

Следовательно, в данной части Жалоба также является необоснованной.

Необходимо отметить, что согласно информации представленной подателем              Жалобы  (вх. № 5181ф от 07.07.2015 Новгородского УФАС России), ООО «ОПТОМЕД» подало заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения, то есть формирование объекта закупки в таком виде не привело к невозможности принятия подателем Жалобы участия в аукционе.

Каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе при проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки в действиях заказчика (организатора совместного аукциона) и уполномоченного учреждения не установлено.

 

 

Руководствуясь статьями 8, 14, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «ОПТОМЕД» (399774, Липецкая область, г. Елец, пер. Кирпичный, д. 27) на действия организатора совместного аукциона – ГОБУЗ «Маловишерская ЦРБ» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, пер. 2-ой Набережный, д.20) при осуществлении им, уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) и заказчиками - ГОБУЗ «Батецкая ЦРБ», ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ», ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ», ГОБУЗ «Хвойнинская ЦРБ», ГОБУЗ «Маревская ЦРБ», ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ», ГОБУЗ «Демянская ЦРБ», ГОБУЗ «Шимская ЦРБ» закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона право заключения контракта (договора) на поставку изделий медицинского назначения (шприцы, иглы, вакуумные системы, системы для переливания), извещение № 0150200000615000346 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 18.06.2015, необоснованной.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                И.А. Куриков

 

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                       

                                                                                                               А.Т. Иванов

 

                                                                                                                Д.А. Руднева

 

 

                                                                                                                      

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Технологически новый продукт - это. Что такое Технологически Сильно связала затянула меня


Что такое технологически связанные продукты О защите конкуренции (далее - Закон N 135-ФЗ) - Система ГАРАНТ
Что такое технологически связанные продукты Правила объединения: какие товары, работы и услуги можно
Что такое технологически связанные продукты РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении
Что такое технологически связанные продукты Включать технологически и функционально не связанные
Что такое технологически связанные продукты Типология инновационных стратегий предприятия
Что такое технологически связанные продукты Стратегический менеджмент: Учебник для вузов
Что такое технологически связанные продукты Piterinfobiz 2017
Что такое технологически связанные продукты Батик: купить в Киеве все для роспись по ткани
Что такое технологически связанные продукты Вяжем детям платья и сарафаны со схемами